Среда, 28.06.2017, 16:55Главная

Категории каталога

Форма входа



Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 19

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » другие авторы

Научить читать часть 1
Мы живем в век глобального и высокого развития общественного сознания, удивительных достижений науки, техники, освоения космоса, многие люди разного возраста пользуются интернетом. И никогда еще достижения человека не становились таким достоянием каждого из нас.
Однако, большинство родителей стали замечать, что их ребята почти не берут в руки книг (кроме учебников, конечно). Они вспоминают и часто даже заставляют свои чада где-то записать известное многим поколениям высказывание Максима Горького: «Чтение – вот лучшее учение». Несмотря на огромное информационное поле, чтение, на самом-то деле, СТАЛО ЕЩЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМ.
Дети ведь помнят, что в самом раннем детстве их учили по книжкам, которые читали сами родители. В школе мы изучаем тоже книги – научные или художественные. Как часто под предлогом «Ах, как я устал от уроков!» ребенок садится к телевизору. Это тоже источник информации, но по науке слуховая и зрительная информация гораздо слабее той, что поступает в мозг через чтение.
Отвыкнув от чтения художественной литературы или журналов, ваше чадо уже на всю жизнь практически забывает о домашней библиотеке, а на посещение городской библиотеки у него вовсе нет времени.
Становясь студентом, большой, но все еще ребенок с трудом усваивает то, что ему часами бубнят профессора на лекциях. Он слишком привык понимать «разжевывание» каждой темы учителем. В школе ребят никто не учит работать с книгой самостоятельно, не учат, как взять из толстенного вузовского учебника только самое важное и нужное.
Справедливости ради нужно сказать, что перенасыщенные учебные программы в школах не дают учителям специально и широко учить работать с книгой, хотя каждый преподаватель, задавая задание на дом, ориентирует ребят, как и что надо учить. Но ученики почти не следуют советам учителя, полагаясь на свои способности к запоминанию (хотя есть дети с уникальными в этом отношении способностями). В детстве, действительно, многое схватывается на лету. Но я знаю массу случаев, когда первые 7 лет ребенок учился практически на отлично, а 11 класс заканчивает далеко не хорошистом. Такие ребята жалуются: учу, учу, читаю, читаю, все понятно, а к утру почти все забыл. Вот вам результат неумения работать с книгой.
Помочь своим детям в этом трудном вопросе могут сами родители, если систематически будут следить, как ребенок учит уроки, как он работает с книгой, да и сами, занимаясь самообразованием, покажут личный пример.
Прежде всего нужно запомнить, что читать в любом возрасте любую литературу нужно систематически, в определенной последовательности, то есть, так, чтобы приобрести не отрывки, а систему связанных между собой знаний, регулярно пополнять и расширять их. Огромное значение имеет последовательность чтения. На это указывали гении человечества.
Чтение – это труд и творчество. Для того, чтобы прочитать «с толком» научную книгу, разумеется, нужно потрудиться. Также и при чтении художественного произведения необходима большая и слаженная работа ума и воображения. Ведь содержание литературного произведения не переходит как вода из одного сосуда в другой, из романа или повести в голову читателя. Оно должно быть понято, то есть воспроизведено читателем в его собственном сознании по предусмотренным автором путям.
Как часто после захватывающего многочасового чтения читатель уже через пару дней не может сказать, что же ему конкретно понравилось и почему. А весь текст запоминают только люди с уникальной памятью.
Моя Зина так любит читать, так любит! – хвалилась недавно мне одна мама. – Все свободное время книжкам отдает!
Когда же я попытался узнать у Зины, о чем были прочитанные ею недавно книжки, она толком не могла рассказать ни об одной. Даже авторов книг не очень помнила.
В советское время я преподавал литературу в старших классах, и еще тогда наблюдалась «вечная болезнь» авральной подготовки к сдаче сочинений или даже к контрольному сочинению. Задаю тему за десять дней вперед и предупреждаю: только у того хорошо получится, кто будет писать сочинение понемногу, но ежедневно, а не за день до сдачи. Но у большинства ребят и сейчас «времени нет», перед сдачей темы учителю начинаются забеги по учебникам и литпроизвдениям, а теперь еще и в интернет. Мыслимо ли за два дня осилить громадные тома «Войны и мира»?!
А где же контроль и помощь родителей? У них тоже из-за работы времени нет? Результат плачевный: большинство сегодняшних выпускников не то, что плавают в бездне литературы и информации, они даже «не стартуют».


Вадим Подольский, педагог-методист высшей категории
продолжение следует
Категория: другие авторы | Добавил: Lanalis (20.05.2013) | Автор: В.Подольский
Просмотров: 148 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 | Порекомендовать другу
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz