Суббота, 22.07.2017, 19:41Главная

Категории каталога

Форма входа



Поиск

Друзья сайта

Наш опрос

Каких товаров не хватает в нашем интернет-магазине?
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » другие авторы

Научить читать часть 2
С прошлой осени мы ищем В Алматы конкурентоспособных эрудитов-старшекласников для телеигры типа «Кто возьмет миллион?» Можно заработать 200-300 долларов. Но сначала нужно пройти традиционное отборочное тестирование – за десять минут ответить на сотню чисто сканвордных вопросов. Из 150 считающих себя эрудитами (в основном, гимназисты) еле-еле набрался десяток. С ними начинаем работать по усложненному банку вопросов, некоторым образом связанных со школьной программой. И пяти процентов правильных ответов не могли набрать, хотя некоторые «логически мыслили правильно». То есть, они когда-то об этом читали или слышали, но… не помнят. Вот вам прямое доказательство и качества изучения книг, и вообще практически нулевой итог работы школы.

Недавно я понял, что и семейное окружение у ребят довольно слабо в различных знаниях. В порядке подготовки каждому будущему игроку было поручено, используя всех окружающих тебя людей, принести 1000 клеток заполненных сканвордов. Ребята честно сказали, что родители не очень смогли им помочь, поэтому они целую неделю надоедали одноклассникам.

Это, конечно, не снимает ответственность с родителей в вопросе, о котором я говорю. В качестве небольшого ликбеза могу дать несколько простых рекомендаций.

Бывает трудно выбрать нужную книгу, потому что по теме могут быть изданы книги в прежние годы и в последние. Надо посоветовать ребятам сначала четко уяснить круг необходимых вопросов, потом в библиотеке внимательно прочитать аннотации к изданиям и постараться выбрать из них те, которые имеют наилучшую характеристику. Затем тут же в библиотеке прочитать в книге оглавление и предисловие, чтобы убедиться, что в ней есть ответы на нужные вопросы. Дома, читая пособие, выписывать на листок главную мысль почти каждой прочитанной страницы (памятуя известное выражение «записывая, читаешь дважды»). Эти записи и надо брать за основу будущих ответов на уроках или для хороших мыслей в сочинении. К сожалению, должен признать, что так могут поступать только настоящие ученики, а не «посетители школы».

Но даже тут ребят подстерегает другая беда. Они жалуются на плохую память: я все выписал, все понял, но почему-то плохо запомнил. Слабо развитая память тоже печальный итог современного преподавания, но выход из положения есть.

Прежде всего ребятам надо объяснить, что запомнить нужно лишь то, что хорошо понимаешь и вовсе не надо запоминать всего, что выписал или прочитал. То есть, запомнить надо главное. Мозг уже хорошо поработал, и ему достаточно будет только выделить эти выводы, остальные детали придут на память сразу автоматически.

Есть несколько приемов тренировки памяти. О них нам всем не раз напоминали в детстве, заставляя меня, например, учить уроки вслух. Читая вслух, ребенок не отвлекается на посторонние звуки, у него притупляется даже зрительное внимание на окружающую обстановку. Кроме того, важно себе четко заказать: это я должен точно запомнить!

Есть еще один результативный прием, который в школьные годы мне помогал при запоминании чего-то абстрактного: формулы по физике или уравнения по алгебре. Я писал крупно на отдельном листочке нужные мне для запоминания формулы (без разъяснения сути) и вывешивал на кнопках над своим рабочим столом. Бумажек постепенно набиралось множество, но каждый раз, подходя к столу, я невольно обращал внимание на листок с формулой, автоматически читая ее и соображая, о чем она. День-два бывало достаточно, чтобы эта формула примелькалась и уже не забывалась.

Очень большое значение имеет психологический настрой перед подготовкой домашних заданий. Ученые считают, что 70% успеха зависит от того, с каким желанием ученик садится за стол. Тут мы, правда, встречаемся с другой проблемой6 как воспитать у ребенка тягу к знаниям, к желанию обязательно выучить уроки. Мои младшие дети, как я теперь понимаю, получили разные привычки от своих учителей в начальной школе. Дочку учительница приучила к четкому и качественному выполнению заданий, а учительница сына пустила это на самотек. У Киры на все времена осталась эта привычка, и она неплохо закончила журфак. А у сына Марика терпения на уроки не было – он едва получил среднее техническое образование.

В заключение хочется обратить внимание родителей на то, как у их детей организован сам процесс подготовки уроков. Многие готовят сначала письменные задания, а потом устные, или же наоборот. Это совершенно неправильно. Чередование чтения и записей повышает работоспособность и уменьшает усталость. При чередовании работы происходит смена активности нервных клеток, участвующих в работе разных участков мозга, что создает более выгодное для организма перераспределение процессов возбуждения и торможения. Обязательно следует между подготовкой разных предметов делать десятиминутный перерыв. В это время можно посмотреть телевизор, поиграть на пианино или в шашки, посмотреть интересный альбом, но ни в коем случае не бегать во дворе.

Итак, работа с книгой, а проще сказать  - учеба ребенка, дело, требующее от родителей особого внимания и терпения, знания определенных методов и приемов. Причем, учить учиться и учить работать с книгой нужно с первых лет учебы вашего чада. Тогда в старших классах, выработав в детстве определенные навыки, ваш сын или дочь будут и без особого контроля учиться лучше, оставив вам больше времени на заботу о семейном бюджете.

Вадим Подольский, педагог-методист высшей категории


Категория: другие авторы | Добавил: Lanalis (30.05.2013) | Автор: В.Подольский
Просмотров: 137 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 5.0/1 | Порекомендовать другу
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz